вторник, 23 сентября 2008 г.

Чем питаем "электронную живность"

Что "впихнуть" в отсек питания?
"Тренировка аккумулятора" - оно тебе надо?
При покупке цифровой фотокамеры сразу возник вопрос: чем ее питать. Прилагавшийся к ней комплект из 4-х стандартных батарей «АА», явно временное решение. Так, в общем-то, и получилось. Несколько скромных «фотосессий» с общей численностью эпизодов около четырех сотен, некоторое время работы аппарата в режимах настройки, «preview», - выбрали энергоемкость до донышка. Машинка, в конечном счете, выдала «последнее прости» в виде сообщения: «поменяйте батареи!», - и потухла. Снова снаряжать батареи? Решено! Радикальный переход на аккумуляторы напрашивался сам собой. Взял сразу нормальные: «VARTA, professional, АА», 2700 mAh (1000 циклов заряд\разряд). «Если перед «запуском» в эксплуатацию их нормально оттренировать хватит на долго», - озадачил меня на дорожку продавец. «Спасибо за совет», - подумал про себя, было бы чем. В домашнем обиходе, на тот момент, только «HW Hi-Watt SUPER CHARGER» (Model:HWBC3), - не «зарядник», одно супер-название. Проверено его 5-ти летней эксплуатацией. Попробовал им подзарядить «VARTA». За сутки непонятно чего в них «напихал». До какой емкости совершенно неопределенно. Долго вокруг зарядного устройства («ЗУ») ходил, пытаясь не пропустить момент возможной перезарядки, … щупал – перегрев. Химия, физика, динамика процесса – тайна, сокрытая в «черном ящике» гаджета и внутри аккумуляторов. Попробовал. «Аккумы» на фотике – функционирует. Как долго проработают? Неясно.

Второй шаг глобальных преобразований, я бы назвал скорее грубым пинком в осознанную необходимость. «Зарядка» должна быть умной! Красной строкой прописано во всех, мало, мальски авторитетных источниках Сети. Насколько интеллектуальной и функциональной может быть такое устройство вырисовывалось постепенно. Получалось нечто вроде: не менее четырех независимых «каналов» обслуживания, с полным контролем и абсолютной автоматизацией процессов. Вставил элементы, задал на «каналах» какой-то из нескольких режимов и забыл до полного выполнения зарядником этого «поручения». Через некоторое время глянул на отчет прибора: «Full». Спасибо все свободны! Я тоже, занимаясь своими делами по эксплуатации оборудования.






«Запросики у тебя!» Покажется кому-то. Парирую: «ХХI век за окном! Микропроцессоры в утюгах и кухонных печках уже давно работают. Не уж-то такой сложный процесс как эксплуатация и восстановление систем питания аппаратуры нужно наугад проводить?»

И верно. Это только на первый взгляд кажется, что «просто вставил–вынул и пошел». Возьмем хотя бы терминологию:

«Тренировка» комплекта новых аккумуляторов – несколько циклов полностью контролируемого электрохимического процесса с фиксированным током (100 mA) определенной величины равной половине тока заряда (я рассматриваю только «Ni-MH» элементы питания);

«Ток заряда» - выбирается из расчета необходимости. Проще говоря. Заряжаешь большим током быстрее, но и быстрее вырабатываешь ресурс электролита. Этот ресурс никогда не бывает бесконечно большим. Хороший «Ni-MH» (никель-металлогидридный) аккумулятор выдерживает до 1000 таких циклов. Поэтому оптимальный ток рекомендуется фиксировать равным около 200 mA.

«Время заряда» - определяется свойствами (химическим составом), состоянием в процессе эксплуатации конкретного, заряжаемого образца. Это время можно точно определить, если полностью контролировать ток заряда, финальную, накопленную емкость заряда. Скажем прямо – работа для неутомимого компьютера. Человеку не реально сидеть сутки за приборами, промеряя токи зарядки и просчитывая момент готовности по падению напряжения (-dV)

… Ладно, ладно.
Это все нам, и правда, не "на фиг" не надо. На то и инженеры с техниками создают технологические премудрости в виде «конечных» продуктов, чтобы простому пользователю было абсолютно все равно, что там в «черном ящике», и вся работа сводилась к указанному выше: «просто вставил–вынул и пошел». А решением всех подобных проблем и является – ХОРОШИЙ ЗАРЯДНИК.

#
Пересечение «Сетки» вдоль и поперек дало свои результаты. Привлек внимание, вспоминаемый чаще всех, весь такой «положительный» - «La Crosse BC900». Есть оказывается производитель, который не просто клепает «план по валу», а изучает теорию процесса, а после предлагает конкретные решения в еще более «конкретной железке». Но цена «изделия» несколько не вписывается в бюджет простого, не «бескомпромиссного пользователя». Около сотни «баксов» за «функционал» - цифра несколько «трудноусваяемая» для ближайших родственников страждущего потребителя из региона СНГ. Присмотрелся внимательно к его комплектации: кроме, собственно «зарядки» с выносным сетевым адаптером, шикарная сумка для переноса, 4 аккумулятора «ААА», плюс 4 «АА», того же производителя, … Немалый довесок к минимальной необходимости. Явно наворочено. Вот если бы без «бонуса», с учетом того, что потенциальный пользователь наверняка уже имеет свой комплект элементов питания… Скромное желание выполнимо.

«La Crosse RS-700», как мне показалось, именно то, что нужно!
На фото: "зарядник" RS-700 в работе. Видно, что установлены одновременно совершенно разные, как по "формату", так и по технологии изготовления, аккумуляторы (2 "Ni-Cd", 1000 mAh, и 2 "Ni-MH", 650 mAh; включен режим "REFRESH"). На каждом канале свой ток заряда. Ждем индикации "Full" - цикл работы завершен.
 Что же он умеет?

- Зарядка аккумуляторов предустановленным током (200, 500, 700 mA);
- Емкость заряжаемых аккумуляторов до 3000 mAh;
- Независимая одновременная зарядка элементов «АА» или «ААА» в любой комбинации;
- Индивидуальный дисплей (LCD) для каждого из четырех, управляемых каналов;
- Определение перегрева для защиты аккумуляторов от перезаряда;
- Определение окончания зарядки путем динамического замера (-dV);
- Определение неисправных аккумуляторов;
- Режим «разрадки» (сначала разряд, а потом заряд), чтобы устранить «эффект памяти» присущий «Ni-Cd» элементам;
- Восстановление старых аккумуляторов множественными циклами разряд \ заряд (“DISCHARGE REFRESH”);
- Режим «TEST» - проверка емкости аккумулятора;
- Режим «разряд-заряд» и «заряд» может быть установлен одновременно для всех, или для каждого отдельного аккумулятора;
- Режим «капельного заряда» - поддержание готовности заряженного аккумулятора путем компенсации 5% суточного саморазряда (если аккумуляторы остаются в ЗУ);
- Отображение на дисплее информации на каждом отдельном канале: ток разряда-заряда в mA, время заряда (чч:мм), установившееся напряжение, накопленная емкость в mAh.

Ну, вот. Почти все.
В "ПРОДОЛЖЕНИИ" читайте о режиме тренировки аккумуляторов - “DISCHARGE REFRESH”...
#



ПРОДОЛЖЕНИЕ >>>

*

Профессиональная Тест-Диагностика